Крупные издательские дома активно развивают направление по выпуску корпоративных изданий для отечественных компаний. Недавно ИД «Коммерсант-Украина» выиграл тендер на издание журнала для BBH, и не собирается на этом останавливаться. Выпуском клиентских изданий также занимаются «Группа глянцевых изданий» УМХ, «Эдипресс» и «Индепендент Медиа». Появляются издательства, которые специализируются исключительно на выпуске корпоративной прессы - «КорпоРайт», «Корпоративные издания» и др. «МедиаБизнес» выяснял, что они с этого имеют и зачем это нужно их клиентам.
Зачем оно вам надо
По данным Ассоциации корпоративных медиа Украины (АКМУ), в 2007 г. количество корпоративных изданий увеличилось на 30%. Сейчас собственными корпоративными изданиями (сугубо внутренними или ориентированными на клиентов) располагает порядка 400 отечественных компаний. Многие из них – журналы косметических и парфюмерных торговых сетей, крупных банков, авиа- и автобусных перевозчиков – известны клиентам лучше, чем общеукраинские издания.
При этом большинство компаний не преследуют цели сделать издание коммерчески успешным. Президент АКМУ Оксана Тодорова считает, что основной мотив тут - рост стоимости рекламных площадей в «обыкновенных» печатных СМИ, «при серьёзном спаде их эффективности». То есть корпоративное издание должно не столько зарабатывать на чужой рекламе, сколько экономить рекламный бюджет материнской компании.
К тому же, формат медиа B2C позволяет не только рекламировать свою продукцию, но и решать множество других маркетинговых задач. А именно - кратковременно увеличивать спрос на отдельные товарные позиции, устанавливать и налаживать внешнюю коммуникацию с клиентами, управлять формированием имиджа и т.д. В компании «Суматра-ЛТД» (сеть «Космо») отмечают, что корпоративный журнал «Космо News» - проект в большей степени имиджевый, чем «бизнесовый». «Перед нами стояла цель не просто обеспечить платформу для продвижения бренда «Космо», но и создать визитную карточку компании», - говорит главный редактор «Космо News» Анна Зайцева. Надра Банк выпускает сразу два ежеквартальных клиентских издания - «Процветай!» и «Расти!». «Запуск журналов стал частью ребрендинга нашего банка, - говорит Людмила Гаевая, директор департамента коммуникаций и связей с общественностью «Надра Банка». – Мы решили отказаться от привычных брошюр с перечнем банковских услуг и взялись издавать журналы, из которых наш клиент также сможет почерпнуть полезную для себя информацию прикладного характера - как сохранять и приумножить деньги, грамотно управлять финансами и пр.».
И все же корпоративное издание – это ещё и потенциальная площадка для торговых марок. По словам Анны Зайцевой, внутренние рекламодатели (поставщики продукции, представленной в сети «Космо») получают ряд преимуществ в виде специальных предложений в сети «Космо», продакт плэйсмент в рамках информационного наполнения журнала и т.д. То есть такие издания способны отхватить приличный кусок медийного и в частности прессового бюджета рекламодателей, поскольку имеют равные с «обычной» прессой шансы попасть в руки к потенциальному потребителю. И при этом предлагают в 5-10 раз более низкие расценки. Поэтому клиентские издания ритейловых компаний чаще являются каталогами продукции марок, представленных в сети, вперемешку со статьями на популярные темы.
Со временем корпоративное издание может переориентироваться исключительно на привлечение внешнего рекламодателя и стать вполне успешным издательским бизнес-проектом, как это случилось с журналом «Зефир» (сеть ресторанов «Козырная карта»).
Лёгкие деньги
Время, когда клиентские корпоративные издания «на коленках» делали секретари и сотрудники рекламного отдела, уже прошло. В большинстве случаев такими проектами занимаются крупные издательские дома. К примеру, журнал сети Brocard выпускает «Группа глянцевых журналов» ИД УМХ. «Поскольку наш журнал - профессиональное глянцевое издание, над ним работают профессиональные журналисты и дизайнеры, выполняющие точно такую же работу, как и аналогичные специалисты в других glossy-изданиях», - говорит шеф-редактор «Brocard. Парфюмания» Виктория Волкова.
«Для клиентских корпоративных проектов аутсорсинг весьма актуален, - говорит г-жа Тодорова. - Взрастить собственную редакцию высокого уровня – длительный процесс. Очень дорого привлекать на постоянную работу специалистов высокого класса». «Зачастую для заказчика значительно дешевле воспользоваться услугами издательского дома, чем выпускать журнал самостоятельно, особенно если периодичность - раз в месяц или раз в квартал. Не придётся содержать целый штат специалистов, отдельную материально-техническую базу – все эти расходы берет на себя ИД, который может одновременно обслуживать несколько журналов различных компаний», - отмечает Елена Чернова, руководитель Группы глянцевых изданий ИД «Украинский Медиа Холдинг».
Для самих издательских домов это коммерчески выгодное направление. Они не несут никаких затрат (платит заказчик), им не нужно продвигать издание на рынок и завоёвывать читателя.
Стоимость услуг издательства строго индивидуальна и зависит, прежде всего, от объёма работы – частоты выхода издания, количества текстов и авторских фотографий и т.д. Поэтому издатели крайне неохотно говорят о деньгах. По словам Оксаны Тодоровой, стоимость проекта корпоративного издания - порядка 70 – 100 тыс. у.е. за один выпуск. Какая часть этих денег перепадает издательству, она не уточняет. «Назвать среднюю стоимость издания корпоративного журнала очень сложно, потому как она зависит от очень многих факторов. В сумму, которую придется выложить заказчику, закладывается и разработка концепции и дизайна журнала, и создание фото и текстовых материалов, и печать тиража, и услуги исполнителей – всё это может очень сильно варьироваться в зависимости от пожеланий клиента, - говорит директор по маркетингу «Эдипресс Украина» Оксана Олиярчук. - Наш издательский дом работает в основном с крупными клиентами, поэтому цены на наши услуги достаточно высоки».
Конкуренция между издательствами растёт. В практику крупных компаний уже вошло проведение тендеров по выбору издательства-подрядчика. В борьбе за победу ИД начали понижать ценовые планки. По словам генерального директора ИД «Коммерсант-Украина»