Элина
Слободянюк, автор двух бестселлеров
по специальности. В «народе» называют «мамой копирайтинга».
Нужно четко различать
официальную коммуникацию и неформальную. К последней относятся социальные сети.
Что качается официальной,
то все более проявляется тренд важности наполнения собственного сайта. Это - мировой
тренд, пока еще медленно доходит до нашего рынка. Суть его в том, что добротный
сайт компании может конкурировать с
профильными изданиями. Рассмотрим на примере условного крупного производителя/продавца
удобрений. Вполне возможно сделать так, чтобы за новинками и новостями отрасли,
потребители ходили на его сайт. Необходимое и достаточное условие для этого -
сильный контент, полезный для покупателей удобрений. Т.е. на сайте стоит информировать и фермерских лайфхаках,
мировых достижениях в выращивании растений. Рассказать о международной
выставке, на которую фермер никогда не доедет, а представитель компании там
будет. А не только о том, что «наши удобрения самые удобренистые удобрения в
мире».
Компаний в Украине, сайты
которых по своему профилю мог ли бы конкурировать со специализированными
изданиями, больше сотни. Главный вопрос: кто писать будет? Обычная жалоба: «у
нас полный пиаротдел девочек, но они так глубоко не копают». Мой рецепт таков. Вместо
штата «девочек» нанять одного матерого редактора. Тексты будут писать…
сотрудники компании, а редактор доводить их до ума. Для того, чтобы это
произошло, необходимо: выявить людей, любящих писать - обучить их - и ввести копирайтинг
в их должностные обязанности (например, 4 часа в неделю). Умение писать, как
дополнительная компетенция, достаточно естественна. Я встречала людей, с явными
способностями текстовиков, среди специалистов самых разных направлений. Согласитесь, что инженер владеющий словом, опишет
процессы лучше, чем журналист, вынужденный поверхностно отписываться обо всем. Эффективнее
обучить 6-10 сотрудников навыку копирайтинга и сделать их блогерами компании.
Подытожу: тренд «Сайт
компании может быть круче профильного издания» в ближайшее время начнет все
более явственно проявляться и в Украине.
Теперь о социальных
сетях. Развею два мифа, связанных с ними. Миф первый: раскрутка в сетях
бесплатна. На самом деле, постоянное успешное присутствие в сети требует
невероятного креативного напряжения.
Миф второй: обязательно
нужно идти в соцсети. На самом деле, многим просто нечего сказать на
собственных страницах или в группах. Например, производитель перепелинных яиц.
Ну, естественного контента хватит недели на две. Для того чтобы потянуть на сериал,
придется завести на ферме: собаку, кота и… страуса. На взаимодействии этих
персонажей можно попытаться удержать внимание избалованной сетевой аудитории. А
если вы - производитель замазки, то даже самый гениальный копирайтер не в
состоянии придумать достойный контент для вашего перманентного присутствия в сетях.
Источники
для вдохновения копирайтера?
Копирайтер –
круглосуточная профессия. Подсознательно сканируешь мир через свой фильтр. Тяжелее
всех приходится SMMщикам. Им необходимо постоянно фонтанировать идеям на узький список
тем. Их источники: все мировые новости, резонировавшие в
ЦА, новые мемы или реанимация старых, «серфинг» на чужих находках. Вовсю
работает принцип: «Кради как художник!»
О первых лицах.
Я - категорический
противник того, чтобы личную страницу (топа, политика) вели другие люди. Не
знаю ни одного удачного примера такого делегирования. Если принимается решение,
что человек должен быть в соцсетях, то необходимо учитывать его желание и
способность к этому. Это некий вариант харизмы. Он не обязательно сочетается с
его успешностью в личных и публичных коммуникация. Далеко не у всех есть такие
данные. Их можно прокачать, но рассчитывать на то, что тренинг автоматически
сделает мага-популярным лидером FB не стоит. Рекомендую посмотреть
личные страницы доктора Комаровского, Дмитрия Дубилета, стоматолога Заблоцкого
и подумать, какой могла быть лента вашего ТОПа? Команда не просто может, но и
должна подкидывать темы публикаций. Но подавать их через собственную призму
обязан человек сам. Иначе страница будет формальной. А именно формализма
социальные сети и не прощают.
|