Это не государственный заказ, а собственная инициатива компании.
Егор Валовски, сооснователь диджитал дизайн агентства Nextpage
Как пришла идея
Люди постоянно находятся в поиске новой информации — сейчас чаще всего ищут что-то на фейсбуке, гуглят. Мы хотели найти статистику по Верховной Раде, зашли за сайт и немного приуныли. Приуныли как пользователи, а вот айтишники внутри нас обрадовались, потому что увидели перед собой интересный челлендж — сделать из сайта Верховной Рады полноценный диджитал-сервис.
Как нашли время для работы, которую юристы называют ‘Pro bono’?
За четыре года работы мы хорошо спозиционировали себя на диджитал рынке, поэтому заказы приходят к нам со всего мира — более 35 стран — от Австралии до США. В последнее время и украинский заказчик стал осознаннее и захотел закрепить свои позиции с помощью вдумчивого дизайна. Сейчас у нас около 40 проектов в активной стадии, и найти время для инициативы in-house было непросто. Нехватка временного ресурса – это то, что отчасти тормозило старт проекта. Мы считаем, что если браться за какой-то заказ, то выкладываться на все 200%. Прежде чем приступать к Раде, нужно было прикинуть время на ресёрч и разработку концепта. Нас смущала высокая загруженность дизайнеров и артдиректора, но идея не отпускала, и в итоге мы решили, что внутреннему проекту «Рада» — быть! Пришлось на ходу перекраивать графики тех, кто задействован в проекте, ужимая по несколько часов в день, то здесь то там. Время, люди и их горящие глаза — вот что стоит за успехом любого проекта.
Одна из общих ценностей наших сотрудников — это тяга к путешествиям. Многие ощущают себя космополитами, и более чем комфортно чувствуют себя в Скандинавии, Штатах, в странах Западной Европы. Способность легко адаптироваться к окружающей среде и замечать хорошее — необходимое условие для сохранения творческой силы и способности создавать что-то новое. Мы видели реализованный опыт других стран и захотели применить лучшие из наработок у себя на родине.
Постоянно слышны разговоры о том, что Украина экспортирует креатив, но внутренний уровень дизайна ещё далёк от того, что нам хотелось бы видеть. Мы гордимся Украиной и хотим видеть её в числе передовых стран мира. Чтобы этого добиться, нужно приложить немало усилий, но начать должен каждый с себя. Внести свой вклад в формирование положительного имиджа страны можно, если выполнять свою работу по совести и с достоинством, вкладывая всю доступную профессиональную экспертизу.
Какие были сложности
От первой блиц-идеи до публикации спецпроекта прошло около четырех месяцев. Команда много сил и времени потратила на изучение подобных кейсов в мире. Нас очень вдохновил опыт Британии и Швеции и их государственные дизайн-системы. Амбиции говорили, что Украина достойна самого лучшего сайта Парламента в мире, и это подначивало нас в работе.
Сложности возникли с тем, чтобы подать большой объём сложной информации доступно и структурировано. В итоге мы пришли к модульным блокам — админ сможет включать и отключать массивы информации в зависимости от их приоритетности.
Что получили в итоге
Нам кажется, что работа себя окупила, и кейс приняли хорошо. Люди увидели, что дизайн может решать проблемы и увеличивать лояльность пользователей. Важно понимать, что это не был государственный заказ, а наша инициатива снизу-вверх, так что особенно приятно, что её поддержали.
Что дальше – идеальный сценарий
Мы мечтаем о том времени, когда все государства начнут думать как бизнес. Определенные сдвиги в мире уже произошли: многие страны, например, США, Канада, Финляндия, Италия, Испания имеют диджитал команды, что подчиняются напрямую государству, и которые помогают создавать классный опыт и новые пути сотрудничества. По такому пути должна следовать и Украина — создание единой диджитал команды при правительстве, которая возьмёт на себя ответственность за формирование цифрового будущего страны.
В центре любого дизайна стоит человек и его потребности. Дизайнеры нужны для того, чтобы эти потребности выявить и спроектировать сервис, который закроит их по-максимуму. Государственные сайты — такой же сервис. Его цель в том, чтобы обеспечить прозрачную коммуникацию между народными избранниками и обычными людьми.
Мы от всей души верим, что проект дойдёт до Парламента и инициатива будет реализована. Тем более в Украине есть для этого все ресурсы — специалисты в области и дизайна и разработки, аналитики и правительство, готовое поддержать достойную инициативу. Сначала сайт Рады, а следом и другие онлайн-представительства государственных структур. Everything will be digitized, and nothing hurts.
|